Некоторые проблемы формирования единой системы органов исполнительной власти в сфере строительной деятельности

Применительно к области строительства одной из основных задач правового регулирования является установление обоснованного разграничения компетенции РФ и субъектов в ее составе. В юридической науке предметами совместного ведения являются те общественные отношения, в которых РФ и ее субъекты совместно ответственны за состояние дел, поскольку в этой сфере государственная деятельность в полной мере не может осуществляться отдельно ни Федерацией, ни ее субъектами. Ст. 72Конституции РФ к предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ относит регламентацию земельных отношений, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также земельное, водное, лесное и иное законодательство.

Очевидно, что сфера строительства, учитывая ее комплексное воздействие на окружающую среду, связь с землепользованием, природоохранными и иными правоотношениями, должна быть отнесена к объектам совместного ведения РФ и субъектов в ее составе. Однако, при установлении разграничения предметов совместного ведения между органами государственной власти РФ и ее субъектов ст. 72 Конституции РФ не определяет сферу строительства в качестве объекта совместного ведения [1], что является предпосылкой возникновения некоторых негативных правовых последствий: нарушения принципа верховенства федерального законодательства, отсутствия единой системы органов исполнительной власти РФ и субъектов в сфере строительства и других.

Согласно Градостроительного Кодекса РФ к полномочиям субъектов РФ в рассматриваемой сфере относится установление государственной политики на соответствующих территориях, а также разработка и принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ в соответствии с Конституцией РФ, актами федеральными законами, а также конституциями, уставами субъектов Федерации. При этом, статьей 1Градостроительного Кодекса РФ дано определение градостроительного устава (кодекса) как закона субъекта РФ, определяющего порядок осуществления градостроительной деятельности на его территории. Очевидно, именно на этом основании в некоторых субъектах Федерации, например, в Ленинградской области, Краснодарском крае, Башкортостане и некоторых других субъектах РФ в настоящее время действуют градостроительные кодексы, имеющие, при этом, различную юридическую силу. Анализ кодифицированных актов законодательства Ленинградской области и Краснодарского края показывает, что изложенные в них правовые нормы представляют собой юридическую предпосылку отнесения сферы строительства к предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов, т.к. в основе правовой регламентации рассматриваемых общественных отношений находится принцип верховенства федерального законодательства. В отличие от указанных актов законодательства Градостроительный Кодекс Республики Башкортостан определяет, что законодательство Республики о градостроительстве находится в ведении Республики, и лишь отдельные полномочия по изданию актов законодательства в рассматриваемой сфере Башкортостан может передавать РФ. Устав города Москвы также регламентирует строительство как самостоятельный предмет ведения города Москвы, и указывает, что на своей территории названный субъект Федерации обладает всеми полномочиями в сфере архитектуры, строительства, реконструкции и градостроительного законодательства [2]. Таким образом, применительно к Республике Башкортастан и городу Москве, а также некоторым другим субъектам Федерации, можно сделать вывод о том, что в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным в соответствии с собственной компетенцией, применению подлежит нормативный правовой акт субъекта РФ, т.е. устанавливается приоритет его действия [3].

Перейти на страницу: 1 2 3

Другое по теме

Расчеты при проектировании висячего авто-пешеходного моста в г.Ярославле
Presented paper deals with Designed and Calculation aspects of Methods of suspension erection of central Span of 3 span foot/auto suspension Bridge Structure across River Kotorosl in Yaroslavl. Methology presented in this paper allow to Reach pre-defined degree of accuracy in Final Bridge Geometry at the end of the Cons ...

O Л. В. Канторовиче и линейном программировании
Я хочу написать о том, что я помню и знаю о деятельности Леонида Витальевича Канторовича, выдающегося ученого ХХ века, о его борьбе за признание своих экономико-математических теорий, о начальном этапе истории линейного программирования, о зарождении новой области математической деятельности, связанной с экономическими ...

© Copyright 2013 -2014 Все права защищены.

www.guidetechnology.ru