Электрофонные болиды

Другой зарубежный ученый, В. Анызеский, в 1946 г. предположил, что существует еще неизвестный физиологический механизм, в силу которого ухо само может выпрямлять электромагнитные волны. По его мнению, определенное сходство уха человека с микроволновым волноводом делает эту гипотезу весьма правдоподобной. Были поставлены специальные опыты по непосредственному восприятию высокой частоты (А. Фрей, 1962), и низкой частоты (К. Кэй, 1980), давшие положительные результаты.

В опытах К. Кэя экспериментатор усаживал добровольцев в звукоизолированной комнате и подвергал их воздействию переменного электрического поля с напряженностью 1,3 В/см и частотой несколько килогерц. И испытуемые слышали звуки! Причем те, у кого были длинные волосы или очки в металлической оправе, слышали звуки лучше. Волосы и оправа очков наряду с ушной раковиной становились неплохими преобразователями электромагнитного поля и превращали его в звуковые колебания.

Опираясь на результаты своих опытов, К. Кэй предложил такую гипотезу. Как известно, за летящим в атмосфере метеорным телом образуется ионно-электронный след, движущийся вместе с телом и претерпевающий диффузное расширение. В случае ярких болидов этот след является насыщенным, т. е. число электронов на 1 см длины следа превышает 1012. В след появляются вихри (как говорит физики, возникает турбуленция), которые при известных условиях могут закручивать силовые линии магнитного; поля Земли, и тогда напряженность поля в следе резко возрастает. Спустя какое-то время это поле разрушается, отдавая свою энергию окружающему пространству, р том числе и в виде радиоволн очень низкой частоты, а они уже преобразуются в звук.

Гипотеза Кэя в основном была качественной. Ее строгое теоретическое обоснование было сделано советским астрономом В. А. Бронштэном. Он показал, что энергии радиоволн хватит на то, чтобы создать ощутимый нашим ухом звуковой эффект на расстоянии ~ 100 км от летящего болида.

Гипотеза Кэя - Бронштэна, пожалуй, на сегодняшний день самая перспективная, хотя есть у нее и слабые стороны. Так, для закручивания магнитных силовых линий проводимость плазмы ионно-электронного следа должна превышать некоторое критическое значение. Это значение обеспечивают только болиды ярче -9т. Между тем известно свыше 10 наблюдений электрофонных болидов и меньшей яркости, вплоть до -Зт. Возможно, гипотеза не учитывает какие-либо существенные моменты. Ее разработку, конечно же, следует продолжить.

Общим недостатком электромагнитных гипотез является то, что они не объясняют, каким образом осуществляется конверсия электромагнитных волн в звуковые; ведь даже впечатляющие опыты Кэя, подтвердившие такое преобразование, на этот вопрос не ответили.

По нашему мнению, природа электрофонных болидов объясняется с помощью явления электрострикции. Суть этого явления в деформации диэлектриков- любых: твердых, жидких или газообразных - под действием переменного электрического поля, пропорциональной квадрату напряженности электрического поля. В газах, в том числе в воздухе, электрострикция наблюдается как изменение плотности и, возможно, является причиной преобразования электрических колебаний в звуковые.

Чтобы электрострикционный механизм работал, необходимо переменное электрическое поле. Откуда оно берется? Можно дать два разных ответа:

1. Болид излучает мощные радиоволны (например, по схеме Кэя - Бронштэна), электрическая составляющая которых, воздействуя на приземные слои воздуха, возбуждает в нем звук.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме

Общие сведения об организации радиосвязи в авиации
Авиационное радиосвязное оборудование предназначено для обеспечения двухсторонней радиосвязи между экипажем самолета и наземными пунктами управления, между экипажами нескольких самолетов в полёте,для внутрисамолётной телефонной связи между членами экипажа, оповещения пассажироов и подачи сигнала бедствия с места приземл ...

Синергетика и системный синтез
Синергетика в контексте культуры Опыт в развитии междисциплинарных исследований научное сообщество накопило небольшой. Развитие кибернетики имеет только полувековую историю, а возраст синергетики -всего три с небольшим десятилетия. Поэтому у нас нет возможности, как у умудренных жизнью мэтров, пользоваться оборот ...

© Copyright 2013 -2014 Все права защищены.

www.guidetechnology.ru