Электрофонные болиды

Звук в момент дробления болида отмечается сравнительно часто. Другое любопытное явление: "звучание" хвоста при изменении его длины ("раздался треск и хвост вытянулся").

Имеются также три сообщения о возникновении звука, когда болид сближался с каким-либо объектом: с деревьями, горой и тучами. Сбор таких сообщений следует продолжить, пока их слишком мало.

Аномальные звуки болидов могут быть услышаны по радиоприемнику, правда не в таком большом разнообразии как при восприятии их непосредственно ухом. Характер радиозвука - это свист или помехи типа треска.

26 декабря 1933 г., 17:30. Болид шарообразной формы с коротким хвостом вначале имел белый цвет, перешедший затем в сине-зеленый, голубой и красный перед погасанием. Погас, распавшись на две группы. В поселке Первомайский Владимирской области В. И. Пурин вместе с И. Г. Гуриным слушали радио, но когда комнату осветило, то передачу прервало и из динамика послышались треск и удары. Другой очевидец, Н. Ф. Морозов, также отметил, что одновременно с появлением болида по радиоприемнику раздался треск [2].

Электрическое воздействие болидов не ограничивается радиопомехами. Широко известен, например, случай сильного электрического воздействия на человека при падении Сихотэ-Алинского метеорита. 12 февраля 1947 г. электрик, чинивший отключенные провода на телефонном столбе, который находился в 15 км от места падения, во время вспышки болида получил мощный удар от электрического разряда, к счастью, оказавшийся несмертельным [3]. А сравнительно недавно, 26 февраля 1984 г., при полете Чулымского болида над территорией Западной Сибири в некоторых пунктах перегорели лампочки, наблюдались помехи на экранах телевизоров, вышли из строя фотоэлементы ламп дневного света [1].

По свидетельству очевидцев полет болидов в редких случаях сопровождается теплом и запахами.

1 октября 1917 г. 22:30. "Слепящий" болид пролетел над многими населенными пунктами штата Техас (США). После себя оставил голубовато-белый искристый след. Характер аномальных звуков - свист, шипение, жужжание и легкое гудение. Кроме того, в городах Грандвью и Клебурге отмечено появление тепла ("воздух был теплым"; "как будто исходило от небольшого электрического разряда"), а в городах Сан-Антонио и Ла Грейндж - запаха серы и запаха горящего пороха [3].

Скажем теперь кое-что о направленности звуков. Здесь можно выделить три четкие группы. К первой принадлежат звуки, не имеющие направления на источник, "раздающиеся везде". Ко второй группе относятся те звуки, которые идут из сектора полета болида. Наконец к третьей группе можно отнести звуки, хотя и порожденные болидом, но исходящие от земли, зданий или окружающих наблюдателя предметов. Не исключено, что существование трех разных групп объясняется наличием нескольких механизмов возникновения и восприятия аномальных звуков.

Среди разнообразных явлений, связанных с электрофонными болидами, особое место занимают сейсмические явления, одновременные с полетом болида. Они не похожи на нормальные детонации, которые наблюдаются спустя 1,5-2 мин после исчезновения болида. Аномальные сейсмические явления можно разделить на два типа. Первый тип - это такие сравнительно слабые сейсмические явления, как сотрясение воздуха, дрожание предметов, легкое колебание почвы и т. д. Второй тип включает сильные сейсмические явления, например, содрогание земли и зданий, раскачивание деревьев, их перелом и др. В ряде случаев механическое воздействие болидов на земную поверхность носит характер ударной волны. Приведем одно из таких наблюдений.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме

Большой взрыв
По современным представлениям, состояние расширяющейся Вселенной в прошлом (около 13 млрд. лет назад), когда ее средняя плотность в огромное число раз превышала нынешнюю. Периодом Большого взрыва условно называют интервал времени от 0 до нескольких сот секунд. В самом начале этого периода вещество во Вселенной приобрело кол ...

Ионометрия. Поиск неисправностей
Неисправность прибора При выходе из строя прибора химик-аналитик практически никогда не может произвести ремонт своими силами, так как для этого нужен специалист по электронике. Однако опыт показывает, что произвести тестирование иономера можно самим, существенно экономя рабочее время. Самый надежный способ оцен ...

© Copyright 2013 -2014 Все права защищены.

www.guidetechnology.ru