Электрофонные болиды

30 июня 1928 г. В штате Техас (США) внимание наблюдателя к болиду привлекли рычание и лай собаки, затем наблюдатель услышал шипение, повернул голову и увидел болид [3].

Другие животные ведут себя так: куры начинают волноваться и бегать в разных направлениях, гуси встают на ноги и хлопают крыльями, овцы пугаются и сбиваются в кучу, лошади падают на колени, а волы останавливаются как вкопанные. маленькие собаки

Слышимость опережающих звуков человеком и поведение животных станут понятными, если вспомнить о частотном пороге восприятия звука.

Принято считать, что человек слышит звук в диапазоне частот от 20 Гц до 20 кГц, причем наибольшей чувствительностью ухо обладает в области частот 1-5 кГц. В действительности эти границы во многом условны, относятся к "стандартному" органу слуха человека, и для какого-либо конкретного наблюдателя могут быть как сужены, так и расширены. На частотный порог восприятия звука влияют многие факторы: различные дефекты слухового аппарата, состояние наблюдателя (часто стрессовое) и т. д. Порог восприятия кроме того зависит от возраста наблюдателя (рис. 2). У пожилых людей чувствительность уха к звукам высокой частоты снижены во много раз. В отличие от человека, частотный ч диапазон слышимости звука животными выходит далеко за пределы 20 Гц - 20 кГц и, как правило, верхняя граница частоты много больше 20 кГц. Можно напомнить, например, известный свисток Гальтона, излучающий ультразвуковые волны, на который реагируют собаки.

Вторгаясь из космоса в верхние слои атмосферы, метеорное тело порождает аномальные звуки, частота которых либо очень низка, либо очень велика, так что воспринять их могут только люди с необычно острым слухом или животные. По мере снижения метеорного тела сопротивление атмосферы растет и, когда плотность воздуха становится больше 2.4•10-11 г/см3 (высота менее 120 км), наблюдатель видит вспыхнувший болид; при этом частота аномальных звуков увеличивается (уменьшается), попадая в диапазон нормальной работы органа слуха человека.

Таково возможное объяснение слышимости опережающих звуков и поведения животных. Известны также случаи изменения частоты звука при движении болида. Например:

10 мая 1944 г., 23:20. Болид яркостью -15т пролетел с севера на юг над Каракалинским районом Ашхабадской области, в полете менял цвет с желтого на оранжево-красный; он имел хвост длиной 2°. После себя оставил тонкий яркий след, видимый несколько десятков секунд. Прохожие вскрикивали и останавливались. А. Н. Пейч, музыкант по профессии, отметил, что звук, слышимый одновременно с полетом болида, повышался вверх, убыстряясь в высоте тона, а затем быстро оборвался. Болид испытал вспышку на высоте 84 км и па высоте 32 км погас [4].

Еще в 1951 г. советский наблюдатель метеоров И. С. Астапович, составивший первый каталог электрофонных болидов, специально отметил несколько случаев изменения характера звука при полете: переход свиста (в начале) в шипение (к концу), повышение высоты тона (к концу). Число подобных случаев невелико.

Статистическое изучение болидов показывает, что имеется корреляция между звуком и такими явлениями, как вспышки, искрообразование, появление следа и т. п. Весьма показательно в этом отношении следующее наблюдение:

26 марта 1936 г., 21:15. Видимый во многих населенных пунктах Красноярского края, яркий оранжевый болид с хвостом летел под углом 25-30° к горизонту. По сообщению В. К. Добрынина, полет сопровождался сильным освещением местности и шумом. За хвостом - коричневый дым. Спустя 2-2,5 мин послышался сильный удар с раскатом. Как свидетельствуют другие очевидцы, огненный шар разорвался в воздухе, и этот разрыв сопровождался звуками выстрелов [2, 5].

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме

Стальной вертикальный цилиндрический резервуар емкостью 5000 м3
Нормативные документы периода разработки типового проекта «Стальной вертикальный цилиндрический резервуар емкостью 5000 м3» отражали уровень научно-технических знаний того времени и, естественно, не могли учитывать достижений науки и практики последующих лет, отраженных в строительных нормах и правилах периода возведен ...

Акпп - пользование, обслуживание, диагностика
Улучшение эксплуатационных качеств современного автомобиля привело к значительному усложнению его конструкции. А оснащение автомобилей автоматической трансмиссией позволило резко снизить объем нагрузки, возлагаемой на водителя во время движения, что также благоприятно отразилось на ходовой части, двигателе и скоростных ...

© Copyright 2013 -2014 Все права защищены.

www.guidetechnology.ru