Критерии достоверности философского текста

Однако, достаточно к пустому, надуманному, частному, мелкому и банальному суждению добавить заумной терминологической невнятности, как ничего не стоящая мысль, или даже откровенная глупость, тут же превращается в священную корову философского глубокомыслия.

А объявить о том, что «Их Высокоумие» - голый, совершенно некому, поскольку цензом на непризнание «высокоинтеллектуальных» глупостей обладают, как раз те, для кого высокоумие является главным предметом гордости.

Семантически отягощённые суждения, в силу их невнятности, полемически неуязвимы, что является очень ценным демагогическим качеством, для пустых, надуманных и бездоказательных утверждений.

Тогда как простые и ясные суждения полемически беззащитны, что требует от авторов добиваться их предельной самоочевидной истинности, рациональности, логики, красоты, универсальности и содержательности, а такого интеллектуального результата удаётся добиться очень немногим и очень нечасто, вот и приходится мыслителю имитировать интеллектуальные ценности терминологически облагораживая и семантически отягощая собственное пустословие.

Научный авторитет как правило обретают бессодержательные, путанные и предельно замысловатые философские теории, это происходит вероятно потому, что глупость легче всего прячется в амбициозном многословии, а гордость ума охотно принимает раздутое пустозвонство за глубокомысленное знание.

Для интеллектуальной гордости, все простое представляется ничтожным, а все заумно - претенциозное – содержательным.

Гордость ума легко принимает запутанно - напыщенное пустословие, переходящее иной раз в откровенную бессмыслицу, за глубокомысленную, серьезную информацию.

Разного рода «тайные» знания – это всего лишь особый вид глупости предназначенный специально для интеллектуалов.

И если философ отвергает простое и ясное мышление, то прежде всего потому, что оно представляется ему слишком примитивным, чтобы быть истинным, это обусловлено прежде всего тем, что философия, это очень часто не любовь к мудрости, а любовь к своей собственной мудрости.

В Евангелии есть такой фрагмент, лицо Иисуса внезапно озаряется радостью и Он произносит: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и Земли, что Ты утаил это от мудрых и разумных и открыл младенцам». (Лк.10.21).

С точки зрения обыденных представлений о знании, данное высказывание представляется просто абсурдным, тем более, из контекста не ясно, что именно имел в виду Спаситель. Но может быть простота, всё - же не так проста как кажется, и она действительно является «крайним пределом опытности и последним усилием гения»?

Некоторые важные, но неиспользованные в докладе тезисы.

"Ясность - это искренность мысли". П. Буаст.

"Ничто так не заразительно, как заблуждение, поддерживаемое громким именем". Ж. Бюффон.

"Ясность есть лучшее украшение истинно глубокой мысли". Л. Вовенарг.

"Истина – едина, а ложь многолична". Св. Григорий Богослов.

"Когда на твой вопрос отвечает философ, перестаешь понимать вопрос". А. Жид.

"Мудрец отличен от глупца тем, что мыслит до конца". В. Майков.

"От книжной мудрости глупец тупее вдвое". Ж. Мольер.

"Ученость в дураке несноснее всего". Ж. Мольер.

"Противоположность истине обладает сотней тысяч обличий и не имеет пределов". М. Монтень.

"В область веры входит все, кроме математики". Неизвестный автор.

"Умному - ясное, дураку – красное". Русская пословица.

"Тысячи путей ведут к заблуждению, и лишь один ведет к истине". Ж.Ж. Руссо.

"Чтобы быть ясным, надо прежде всего самому иметь потребность в ясности". Ж. Ренар.

"Простота - это то, что труднее всего на свете: это крайний предел опытности и последнее усилие гения". Ж. Санд.

"Много говорить и много сказать не одно и то же". Софокл.

"Чем больше слов, тем жиже мысли". В. Старковский.

"Тайна - это мудрость болванов". Г. Уолпол.

"Точность мысли обусловливает точность выражений". Г. Флобер.

"Ученый дурак пишет свою бессмыслицу лучшим стилем, чем неученый, но от этого она не перестает быть бессмыслицей". Б. Франклин.

"Ученые весьма часто отличаются от нормальных смертных способностью восхищаться многословными и сложными заблуждениями". А. Франс.

Перейти на страницу: 1 2 

Другое по теме

В поисках системы мира. Первые астрономы и их системы
Звездное небо во все времена занимало воображение людей. Почему зажигаются звезды? Сколько их сияет в ночи? Далеко ли они от нас? Есть ли границы у звездной Вселенной? С глубокой древности человек задумывался над этими и многими другими вопросами, стремился понять, и осмыслить устройство того большого мира, в котором м ...

Происхождение и развитие галактик и звезд
К началу нашего века границы разведанной Вселенной раздвинулись настолько, что включили в себя Галактику. Многие, если не все, думали тогда, что эта огромная звездная система и есть вся Вселенная в целом. Но вот в 20-е годы были построены новые крупные телескопы, и перед астрономами открылись совершенно неожиданные ...

© Copyright 2013 -2014 Все права защищены.

www.guidetechnology.ru