Критерии достоверности философского текста

Пожалуй, единственным достоверным философским суждением, является суждение о принципиальной недостоверности любого философского суждения.

Однако, естественное право философии на бездоказательность не освобождает оную от необходимости стремиться к достоверности, поскольку проблема достоверности, это ни много ни мало, проблема истины.

Законы логики, конечной задачей которых собственно и является поверка достоверности суждений, способны засвидетельствовать относительную истинность только простейших суждений, тех суждений, истинность которых и без того очевидна, вероятно поэтому за логикой и закрепилось определение «формальная».

Неприменимость логики к семантически усложненным суждениям обусловлена тем, что в таких суждениях неотчётливы значения как самих понятий, так и их взаимосвязей, и даже логически доказанная «смертность Платона» требует ещё разобраться, что такое смерть, и что такое Платон.

Таким образом, даже область эффективного применения законов логики невольно свидетельствует о том, что важнейшим фактором истинности суждения являются его простота и ясность.

Разумеется, лексический строй философии нельзя довести до уровня простоты и ясности начальной школы, однако возможности для семантического упрощения некоторых философских текстов, весьма значительны (только что после этого от них останется?).

Достоверность суждения может определяться его простотой и ясностью хотя бы потому, что в таких утверждениях гораздо сложней скрыться логическим, семантическим и демагогическим фальсификациям, нежели в заумных, витиеватых и вычурных рассуждениях.

Даже самое абсурдное утверждение, такое как: «Да и нет – одно и то же», «философская казуистика» легко превращает в амбициозно - убедительную фразу, например в такую: «Антиномия не амбивалентна».

Дабы обозначить исторические корни тезиса о простоте и ясности как свидетельстве истинности суждения, позволю себе процитировать некоторых авторов.

"Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли". Л. Толстой.

"Таинственность не есть признак мудрости. Чем мудрее человек, тем проще тот язык, которым он выражает свои мысли". Л. Толстой.

"Самый верный признак истины - это простота и ясность, ложь всегда бывает сложна, вычурна и многословна". Л. Толстой.

"Мудрено пишут только о том, чего не понимают". Василий Ключевский.

"Кто ясно мыслит - ясно излагает". Артур Шопенгауэр.

"Где темен стиль, там царствует заблуждение". Л. Вовенарг.

"Вырази ложную мысль ясно, и она сама себя опровергнет". Л. Вовенарг.

"Чего ты не можешь ясно высказать, того ты не знаешь". Эсайас Тегнер.

"Простота - признак истины". Античный афоризм.

Эволюционное семантическое усложнение философии представляется закономерным и неизбежным, но если признать, что философское познание бесконечно, то из этого следует, что и семантическое усложнение философии так же будет бесконечно возрастать. Но голова – то у человека не бесконечна, для неё и сегодняшний уровень философской казуистики зачастую является совершенно неудобоваримым.

А если экстраполировать дальнейшее семантическое усложнение философии на бесконечность познаваемого, то тогда придётся признать, и бесконечное снижение достоверности философского знания, и как следствие этого, непознаваемость мира, что противоречит постулату его познаваемости.

Таким образом, поддержание хоть сколько – нибудь приемлемого уровня простоты и ясности является для философии проблемой её жизнеспособности.

Но совместимы ли простота и ясность с бесконечностью философского познания?

Учёные, которым хорошо известно физическое устройство мира, в один голос заявляют о его невероятной рациональности и целесообразности. С очень высокой степенью вероятности можно предположить, что и подлинная философская модель мира, в отличие от ложных так же является рациональной, то есть, истинная философская модель мира может описываться просто, ясно и логично. Разумеется, нельзя сводить философскую рациональность к рациональности вульгарного материализма (сенсуализма), поскольку материализм, это всего лишь комментарий к работе органов чувств, органов весьма ограниченных и несовершенных.

Показателями достоверности философского текста также могут служить такие критерии, как рациональность и целесообразность идеи, красота и стройность логики, а также согласованность суждения с более масштабным комплексом представлений.

Информативно – ценное утверждение должно быть: значимым, универсальным, оригинальным, кратким, содержательным, а при этом ещё и ясным, такое сочетание качеств в одной фразе крайне труднодостижимо (как впрочем любое проявление совершенства) и является большой редкостью.

Перейти на страницу: 1 2

Другое по теме

Закон вечности
Природа имеет всеобщий и абсолютный ритм. Этот ритм равен семи. Коль скоро это так, то тогда, описывая математически циклическую структуру периодической системы, можно вывести своеобразный мировой закон. Периодическая система химических элементов, как известно, начинается с водорода. А существует ли конечный элемент, и ...

Программа вступительных экзаменов по химии в 2004г. (МГУ)
Программа по химии для поступающих в Московский государственный университет состоит из двух разделов. В первом разделе представлены основные теоретические понятия химии, которыми должен владеть абитуриент с тем, чтобы уметь обосновывать химические и физические свойства веществ, перечисленных во втором разделе, посвящен ...

© Copyright 2013 -2014 Все права защищены.

www.guidetechnology.ru