Развитие гроз в конвективных облаках

Изучение грозо-разрядных явлений в облаках интенсивно проводится в течение длительного времени, что обусловлено научным и прикладным значением проблемы. К настоящему времени накоплен большой объем данных об электрических явлениях в облаках, в частности, о процессах, обуславливающих начало, интенсивность и продолжительность гроз [1, 4, 6]. Однако удовлетворительного соответствия между экспериментальными и теоретическими результатами не достигнуто, особенно для процессов разделения электрических зарядов и разрядных явлений. Это, по-видимому, обусловлено отсутствием надежных экспериментальных данных комплексных исследований разрядных явлений в облаках.

В наибольшей степени современным требованиям в исследовании грозового электричества облаков удовлетворяют данные, получаемые методами активной и пассивной радиолокации грозовых очагов в СВ- и УКВ-диапазонах радиоволн в сочетании с обычными наблюдениями за облаками с помощью метеорадиолокаторов (МРЛ). Приоритет в разработке этих методов принадлежит отечественным исследователям [5, 6, 9]. Созданный в Высокогорном геофизическом институте комплекс активно-пассивной радиолокации грозовых и грозоопасных очагов [2,3], включает в себя метеорологический радиолокатор МРЛ-2П, штатные радиолокационные станции (РЛС) П-12, П-15, приемные устройства в спектре частот от десятка килогерц до сотен мегагерц, грозопеленгатор-дальномер АГПД-2, электростатический флюксиметр, электрическая и магнитная антенны со своими усилительными устройствами, устройства селекции и измерения параметров (УСИП) эхо сигналов.

Указанный комплекс позволяет вести непрерывные наблюдения за грозой в радиусе до 200 км, подробно прослеживать структуру грозовых очагов, их трансформацию, определять интенсивность грозового процесса в целом по всему очагу и в отдельных его частях.

Комплекс позволяет производить синхронные измерения следующих параметров:

- временной ход радиолокационной отражаемости метеообразований на длине волны 3.2 см;

- скорость изменения и временной ход верхней границы зоны отражения, высот областей максимальной и повышенной радиолокационных отражаемостей;

- характер, направление и скорость перемещения облака;

- время прихода каждого импульса радиоизлучения от исследуемого облака;

- длительность (продолжительность) различных стадий грозовой деятельности облака;

- время возникновения первого молниевого разряда в облаке;

- частоту появления разрядных явлений различных масштабов в облаке;

- число импульсов и пакетов импульсов радиоизлучения на различных частотах;

- амплитудно-частотные характеристики радиоизлучения облака;

- изменение длительности существования отраженных радиолокационных сигналов от ионизированных каналов (молний) в облаке;

- напряженности электрического поля, обусловленного грозовыми разрядами.

Измерения параметров грозовой активности выполнялись в спектре частот от 10 килогерц до сотен мегагерц. Регистрация и хранение информации проводились с помощью цифропечатающего устройства с дальнейшей обработкой на ЭВМ.

Выполняемые нами исследования показали, что на определенной стадии развития конвективного облака, когда его верхняя граница достигает уровня естественной кристаллизации капель воды, в нем спонтанно возникает предгрозовое электромагнитное радиоизлучение (ЭМИ). По нашему мнению, ЭМИ на этой стадии возникает в результате развития лавинных и лавинно-стримерных процессов между зонами электрических неоднородностей. Исследования момента перехода из предгрозовой стадии в стадию грозовой активности в зависимости от его термодинамики показывают, что наиболее информативным параметром является отношение переохлажденной части облака к его теплой части:

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другое по теме

Ньютон и методология естествознания
Научная революция восемнадцатого века привела к возникновению естествознания как специфического феномена духовной культуры. Начавшись с работ Коперника, Галилея и Декарта, она получила свое относительное завершение в творчестве Исаака Ньютона и, конечно, прежде всего в его знаменитых "Математических началах натура ...

Шпаргалка по школьному курсу физики
Площади l – длинна b - высота, ширина. Площадь круга: Кинематика. Равномерное движение: a = 0 V = S/t Ускоренное движение: a > 0 a = (V – V0 )/ t S = S0 + V0t ± (at2 )/2 a = (V2 – V02 )/ 2S Последовательный ряд нечетных чисел: - ую: просто: Движение ...

© Copyright 2013 -2014 Все права защищены.

www.guidetechnology.ru